вторник, 26 ноября 2013 г.

Уважаемые коллеги!


Государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
  • Как, по Вашему мнению, может быть реализован культурологический подход в преподавании ОРКСЭ?
  • Есть ли у вас опыт преподавания курсов, факультативов религиоведческого, культурологического содержания, каких?
  • Что Вы знаете и каким опытом, необходимым для преподавания ОРКСЭ, владеете?


11 комментариев:

  1. Основные задачи курса ОРКСЭ в контексте культурологического подхода можно определить следующим образом: точно и корректно дать представление об определенной религиозной КУЛЬТУРЕ, то есть осветить религиозную традицию на примере памятников духовной и материальной культуры, показать её ценность с точки зрения нравственной составляющей.

    ОтветитьУдалить
  2. Начиная с 5 класса, веду занятия этической направленности по УМК «Вокруг тебя – Мир»… Согласно школьному учебному плану, данный курс в 5 классе преподается в рамках предмета «Литература», на его изучение выделяется дополнительный 3-й час из школьного компонента. В 6,7 классах предлагается обучающимся в качестве факультативных занятий в рамках реализации «Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся». Данные уроки несут в себе большой воспитательный потенциал. На литературном материале рассматриваются различные нравственно-этические категории, ребята рассуждают о проблемах морального выбора, нравственной красоте человека. По своим задачам данный курс близок к модулю "Основы светской этики" (ОРКСЭ 4 класс) и может быть его логическим продолжением в 5 классе.

    ОтветитьУдалить
  3. Считаю, что культурологический подход в преподавании ОРКСЭ возможен через знакомство учеников с традициями и обычаями русского народа и народов мира.

    ОтветитьУдалить
  4. Думаю, что культурологический подход в преподавании лучше всего реализовать в знакомстве обучающихся с культурным наследием в истории нашей страны.
    У меня, к сожалению, нет опыта преподавания таких курсов. Но курсы для педагогов, преподающих ОРКСЭ, дают достаточно знаний и методической помощи. Дерзайте, дорогие коллеги! Очень интересный курс!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ната, спасибо за комментарий! Приглашаю на заседания ММО, учителей, преподающих курс ОРКСЭ и пройти обучение для того, чтобы иметь возможность преподавать данный курс.

      Удалить
  5. Веду предмет ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры" 3 года. Курс имеет не только огромный воспитательный потенциал. Школьники получают знания, которые станут базой для дальнейшего понимания произведений искусства и литературы.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Шведова

    Антон Орех имеет право высказывать собственную точку зрения относительно введения предмета ОРКСЭ в школах РФ. Действительно, есть опасения относительно готовности кадрового потенциала к реализации данного курса и системы оценивания. Но в рамках подготовительной работы представителями системы образования курс обеспечен подготовленными учителями, пособиями, то есть всем необходимым, чтобы реализовать целевую установку – обеспечить духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.

    Не согласимся с тем, что предмет ОРКСЭ может посеять ростки разобщённости, нетерпимости и непримиримости в отношениях между школьниками, предпочитающими разные религиозные конфессии.

    Межэтнические и религиозные противоречия как раз и возникают по причине отсутствия у школьников информации относительно культурных традиций народов. Да, это можно узнать на уроках литературы, истории, МХК и др., но практические занятия курса ОРКСЭ работ в виде подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах, позволят индивидуализировать процесс обучения и предоставить возможность детям свободно выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за комментарии!!! Курс ОРКСЭ, действительно, имеет огромный воспитательный потенциал, способствует формированию духовных ценностей, нравственных категорий.Я согласна с Еленой Шведовой, что курс обеспечен УМК для преподавания всех 6 модулей, учителя прошли дополнительную профессиональную подготовку и с большим желанием и интересом реализуют задачи данного курса.

    ОтветитьУдалить
  8. Цель предмета ОРКСЭ - это не приобщение учащихся к религиозным убеждениям, это воспитание в детях духовно-нравственного потенциала, терпимости к людям других конфессий, толерантности и гуманности. Умение видеть и понимать окружающее их общество и поступки людей, отношение светского общества к людям истинно верующих людей. К вопросу по поводу подготовки педагогов к преподаванию этого курса, я думаю автору не стоит волноваться, так как реализация решения этого вопроса на достаточном высоком уровне подготовки специалистов. Тем более, что педагог, который не хочет вести этот предмет, из-за своей специфики он просто откажется. Межэтнических каких-либо противоречий у меня не возникало. Курс я веду 4-ый год,в сельской школе, где в классе кроме русских детей, у которых родители выбрали модуль "Основы православной культуры", были дети армяне, их родители, как и они мусульмане. Они изучая этот курс, параллельно стали больше изучать и интересоваться своей религией. При этом не только задавали вопросы о исламской религии, они рассказывали одноклассникам, сравнивая обе религии, что в свою очередь вызывал общий интерес.

    ОтветитьУдалить
  9. Преподавание модуля "Основы православной культуры" в 4 классе традиционно ведется по учебнику Кураева С.В. Можно ли использовать УМК Васечко Ю.С., встреча с которой прошла на базе ИОЦ в ноябре 2014 года?

    ОтветитьУдалить
  10. Веду курс ОДНКНР в 5 классе первый год. Курс полезен с воспитательной точки зрения. Курс способствует пробуждению у учащихся интереса к истории своей страны, ее культуре, к своей семье и ее традициям. Кроме того он способствует формированию у детей нравственных установок на поведение.

    ОтветитьУдалить